Депутаты ЗС Прикамья планируют «заступиться» за салоны красоты
Владельцы пермских салонов и студий красоты, а также медико-косметологических центров обратились к главе региона с просьбой поддержать отрасль в кризисный момент. Причиной обращения стал запрет на деятельность предприятий, работающих в сфере красоты, в условиях санитарных ограничений, введенных на фоне ситуации с коронавирусом. Документ, который подписали владельцы и руководители 14 сетей и салонов, имеется в распоряжении РБК Пермь. В нем представители сферы сообщают, что в числе первых столкнулись с последствиями ограничений, несут «колоссальные убытки, ставящие под угрозу наше существование и, как следствие, сохранение рабочих мест и бизнеса». Они сообщают, что запрет на работу может привести к сокращению числа сотрудников, трудоустроенных в отрасли, к невозможности платить зарплаты персоналу, выполнять условия кредитных договоров, платить налоги, осуществлять платежи за коммунальные услуги и аренду помещений, а также к закрытиям и банкротству предприятий. Кроме того, представители отрасли утверждают, что запрет на работу вынуждает клиентов обращаться к «самозанятым», которые нелегально оказывают услуги, нарушая условия санитарно-гигиенических норм: как следствие, оказание услуг подпольно создает еще большие риски для распространения коронавирусной инфекции.
«Часть заведений – с медлицензиями»
В обращении представители отрасли просят оказать поддержку в части экономического состояния сферы – «поставщикам салонов красоты, салонам красоты, исправно платящим налоги в бюджет, в виде денежных субсидий на выплаты заработных плат работникам», «увеличить продолжительность налоговых каникул до конца 2020 года с учетом отмены ограничений, установленных органами власти в связи с распространением коронавирусной инфекции», освободить от уплаты страховых взносов, посодействовать в получении кредитов на льготных условиях и т. д.
Также обратившиеся просят дать разрешение производить стрижки, окраску волос и т. п., а также на «проведение процедур связанных с гигиеной человека и для снятия острых болей (массаж), йога, кинезетерапия» и дать разрешение на частичное оказание услуг салонами красоты города Перми на проведение процедур, «не нарушающих кожных покровов, с применением спецодежды, масок, очков, резиновых перчаток, повышенной дезинфекции, в период карантина» при условиях работы без очередей и отсутствии контактов между клиентами в салонах.
«Часть заведений сферы работает с медицинскими лицензиями. Их получение предполагает строгое соблюдение жестких санитарных требований. Кроме того, еще до введения режима изоляции мы приняли дополнительные меры безопасности, рекомендуемые федеральным Роспотребнадзором. Мы считаем, что запрет на работу салонов создает дополнительные риски для распространения коронавирусной инфекции, потому что клиенты в любом случае нуждаются в наших услугах. В итоге они вынуждены получать услуги «на дому». Если разрешить легальную работу, значительная часть клиентов будут пользоваться услугами проверенных салонов, соблюдение санитарных требований которыми власти смогут контролировать», – пояснила РБК Пермь владелица медико-косметологического центра – сети салонов Алена Бехтерева.
«Условия не позволяют»
Ответ на обращение к главе региона его авторы пока не получили. По их данным, обращение было перенаправлено в Министерство промышленности и торговли Пермского края. РБК Пермь обратился за комментарием в ведомство с просьбой пояснить ситуацию.
«В соответствии с пунктом 1.3 Указа главы региона на территории Прикамья ограничена деятельность всех организаций, не входящих в перечень разрешенных видов деятельности, а также тех, кому отказал Минпромторг в виду контактного способа оказания услуг населению. Салоны красоты и парикмахерские попадают под тип организаций, оказывающих контактный вид услуг. При этом сами салоны красоты не могут гарантировать безопасность своих работников, так как состояние здоровья посетителей остается неизвестным. Установленные ограничения принимаются с учетом эпидемиологической обстановки в регионе, перечень разрешенных видов деятельности будет расширяться постепенно. При этом салоны красоты вошли во второй пакет мер поддержки, принятый накануне, и могут рассчитывать на ряд преференций, как со стороны Федерации, так и со стороны региона», – ответили в министерстве.
По данным источника РБК Пермь в краевом правительстве, на последних заседаниях регионального оперштаба по противодействию распространению коронавирусной инфекции вопрос о снятии запретов на работу предприятий отрасли не обсуждался.
РБК Пермь обратился в Роспотребнадзор по Пермскому краю с просьбой оценить санитарные риски в случае, если услуги в отрасли будут и далее оказываться нелегально. На момент публикации ответ в редакцию не поступил.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае Анатолий Маховиков подтвердил, что к нему поступают обращения со стороны представителей сферы красоты, и не стал отрицать, что запрет на работу отрасли подталкивает потребителей к получению услуг нелегально. Он также подтвердил, что соблюдение санитарных требований легальными салонами можно контролировать. Но тех, кто принимает клиентов на дому, проверить практически невозможно. «Если в Роспотребнадзор будут поступать заявления от пермяков об оказании услуг на дому, это может стать формальным поводом для проведения внеплановых проверок. Но и в этом случае будет почти невозможно доказать факт ведения незаконной предпринимательской деятельности», – утверждает омбудсмен.
«По моим данным, депутаты Законодательного собрания Пермского края планируют предложить региональным властям разрешить работу салонов по предварительной записи и с соблюдением всех необходимых санитарных требований. Этот вопрос будет обсуждаться 15 апреля на заседании комитета по промышленности, экономической политике и налогам и на пленарном заседании Заксобрания 16 апреля», – сказал РБК Пермь Анатолий Маховиков.
Отрасль ушла в тень
РБК Пермь пообщался с владельцами нескольких салонов красоты. На условиях анонимности они рассказали, что в настоящее время происходит в отрасли, работа которой под запретом. Приводим мнения некоторых из них.
«Мы закрылись, сидим по домам. Ведем переговоры с владельцами площадей о вопросу оплаты аренды. У них есть понимание, что платить за нее нам не с чего: есть шанс, что договоримся, и нам снизят стоимость аренды. В самом лучшем случае нам удастся договориться о том, что будем оплачивать только коммунальные, но и их оплачивать не с чего. Регулярно звонят постоянные клиенты, просят оказать услугу на дому, говорят, что откладывать времени нет. Мы пока держимся, услуги не оказываем. Вероятно, они обращаются к другим специалистам», – пояснила хозяйка салона красоты.
«Мы работу приостановили. И я вижу по активности в соцсетях, что многие знакомые мастера уже тихонечко работают на свой карман. Слышала о фактах, когда некоторые салоны открываются тихонько, чтобы принять отдельных клиентов, работая при этом с закрытыми дверями, а кто-то делает это на дому. Этот рынок и ранее не был прозрачным: часто салоны работали в съемных квартирах, без оформления юрлица или ИП. Думаю, что сейчас таких стало больше, да и спрос на их услуги высок. Им проще выживать, чем нам: их не проверят, налоги платить не надо, перечисления в фонды делать – тоже. В лучшем случае – только небольшая плата за аренду помещения и расходные материалы, а остальное – прибыль. Думаю, к ним бы обращалось меньше клиентов, если бы легальным салонам разрешили работать», – пояснила владелица небольшой сети парикмахерских.
По данным Пермьстата, по состоянию на 14 апреля в Пермском крае официально зарегистрировано 1993 компаний и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является «предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты». 157 из них являются юрлицами, 1836 – ИП.
Эксперты считают, что даже в условиях экономической стабильности легальные салоны красоты и парикмахерские занимают не более 50% общего объема рынка.