Перейти к основному контенту
Пермь ,  
0 

Почему не всех туристов во время происшествий на сплавах удается спасти

В Пермсокм крае во время майских праздников утонули несколько туристов. Эксперты рассказали, почему на воде гибнут люди, можно ли этого избежать, и какие факторы влияют на безопасность прохождения маршрутов.
Фото: Архив РБК-Пермь
Фото: Архив РБК-Пермь

Всего за майские праздники СМИ называли несколько случаев переворачивания плавсредств, которые привели к трагедии. Упоминалось, что число жертв могло достигнуть восьми человек. В МЧС по Пермскому краю эти данные опровергли: ведомству известно о трех ЧП. В ведомстве называют два случая гибели туристов на Вижае, а также о поисках туриста на реке Усьва. Там было невозможно вести водолазные работы было из-за того, что вода в реке очень мутная. Позже его тело было найдено.

Точного числа погибших на водных объектах в Прикамье за прошедшие выходные в МЧС не называют. В ведомстве не исключают, что о ком-то из погибших очевидцы могли не сообщить.Эксперты считают, что регистрация в МЧС не гарантирует безопасности.

Сейчас СКР проверяет обстоятельства гибели двух туристов, погибших на сплавах по прикамским рекам. По данным Следственного управления СКР по Пермскому краю, 9 и 10 мая во время сплавов в Горнозаводском районе на реке Вижай погибли женщина и мужчина. Оба проходили маршруты в составах туристических групп. По обоим фактам следственный отдел по городу Горнозаводск проводит доследственные проверки.

9 мая 2019 года пятеро туристов на катамаране сплавлялись по реке Вижай. На перекате между поселками Сараны и Пашия катамаран перевернулся. Четверым туристам удалось спаслись, а 47-летняя женщина, учитель физкультуры из пермской школы, погибла. Второе ЧП произошло 10 мая с группой из двенадцати туристов, которые на двух катамаранах сплавлялись по той же реке. В районе поселка Пашия один из катамаранов столкнулся со скалой, плавсредство перевернулось, и шесть человек оказались в воде. Пятеро из них спаслись, а сороколетний мужчина погиб.

Проверки обстоятельств обоих происшествий должны установить, есть ли основания для возбуждения уголовных дел.

Кто и как спасает

По данным МЧС по Пермскому краю, на период с 8 по 12 мая в Пермском крае в МЧС и Краевой службе спасения зарегистрировались на водных маршрутах 86 туристических групп. В их составе на сплавы отправились 1022 человека. В МЧС напоминают, что всем группам за 10 дней до выхода на маршрут необходимо регистрироваться в ведомстве или в Пермской краевой службе спасения.

Группы должны указывать маршрут сплава, даты спуска на воду и прибытия в конечную точку.

Во время сплава, после прохождения сложных участков группы должны связываться со службой спасения, и сообщать, где они находятся и все ли у них в порядке. В случае, если контрольное время прибытия на финальную точку сплава вышло, но группа не сообщила о прибытии, Краевая служба спасения начинает принимать меры по поиску. Но, как сообщили РБК Пермь в Пермской краевой службе спасения, нередко группы забывают сообщать о прибытии.

По словам замдиректора Пермской краевой службы спасения Вадима Можаева, регистрация группы позволяет ускорить поиски в случае, если во время сплава произошло ЧП. В противных случаях решение о выезде краевой службы спасения на место происшествия принимается с учетом обстоятельств. Во многих районах Пермского края есть спасательные подразделения, которые находятся в подчинении местных администраций, а также добровольцы организации «Общество спасения на водах». Часто именно они первыми отправляются на поиски пострадавших, так как именно они могут прибыть на место происшествия в максимально короткий срок. В отдельных случаях для поиска нужны именно специалисты Краевой службы спасения. 8 мая на реке Койва Горнозаводского района, недалеко от поселка Бисер, перевернулась байдарка, в которой сплавлялись два туриста, теплые вещи и продукты остались в лодке. Информация об этом поступила спасателям поздно вечером, они выехали на место, и всю ночь на лодке искали пропавших. Их обнаружили рано утром 9 мая на подтопленном острове в истощенном и переохлажденном состоянии. По мнению Вадима Можаева, каждый последующий час поисков мог привести к гибели мужчин.

Во время сплавов опасные участки на маршрутах контролируют патрули ГИМС. При этом в МЧС по Пермскому краю РБК Пермь сообщили, что поставить патруль на каждом сложном участке на всех маршрутах невозможно. Самый массовый случай гибели туристов во время сплава произошол в Пермском крае в июне 2009 года, когда при прохождении маршрута по реке Вильва погибли восемь туристов. Тогда СМИ сообщили, что причиной трагедии стала искусственная преграда, созданная в 2008 году. С того момента на трудном участке каждый год в период массовых сплавов дежурит патруль ГИМС. После майских праздников 2019 года такой пост в период массовых сплавов будет постоянно работать рядом с железнодорожным мостом через Вижай в районе Пашии – именно там в эти дни у туристов возникли трудности с прохождением. В МЧС пояснили, что патруль будет проводить работу с группами до того, как они спустятся к мосту (им будут предлагать проходить участок по берегу).

Регистрация в МЧС не гарантирует безопасность

Владелец турфирмы «Золотой компас» Алексей Зотиков считает, что регистрация группы в МЧС и краевой службе спасения не дает гарантий, что сплав пройдет безопасно.

«Факт регистрации группы фактически никак не влияет на безопасность прохождения маршрута. Все зависит от опыта инструкторов и старших группы, кто ведет группу. Обеспечить безопасность можно даже если на катамаране идут новички с одним инструктором, который в состоянии объективно оценить сложность прохождения маршрута, текущую обстановку на воде, сложность порога либо другого потенциально опасного места, в силу своего достаточно большого опыта и многократного прохождения маршрута», – говорит эксперт РБК Пермь.

По его словам, в Прикамье нет таких сложных водных маршрутов, на которые нельзя брать новичков-сплавщиков в группу с опытными инструкторами. Ведь основная задача инструкторов – предвидеть и не допустить ЧП.

«Именно предвидеть ЧП в силу своего большого опыта. При этом нельзя исключать, что, при стечении ряда обстоятельств непреодолимой силы, ЧП может произойти и в случаях, когда сплавляется опытный экипаж. Просто у опытного экипажа, либо экипажа под опытном руководством гораздо меньше шансов попасть в это ЧП и больше шансов выйти из ЧП без потерь. Все-таки сплавы во время паводка – это экстремальный вид отдыха», – утверждает Алексей Зотиков.

С ним отчасти солидарен директор фирмы «Nordural. Активный отдых на Урале» Юрий Половников.

«С точки зрения безопасности регистрация в МЧС ничего не дает. На каждый катамаран профессионального спасателя ведь не посадишь. В случае форс-мажора на сплаве надо рассчитывать только на себя и на проводника. Регистрация в МЧС имеет смысл только при длительных пеших походах, когда группа потерялась и не вышла вовремя из похода. Тогда МЧС-ники будут искать и, возможно, спасут группу» – говорит эксперт.

По мнению Юрия Половникова, на майские сплавы по сложным маршрутам в Прикамье организаторам брать неподготовленных туристов не стоит.

«Надо понимать, что реки Пермского края в это время (в период половодья) могут достигать 4-ой категории сложности. Надо смотреть на многие факторы, в том числе на наличие мужчин в команде (надо, чтобы на каждом катамаране было хотя бы двое мужчин). Следует учитывать опыт каждого участника: если в группе из условных 10-ти человек будут 2 не опытных, то это не страшно. Страшно, когда из 10-ти 8 неопытных. Особое внимание надо уделить подбору проводника. Команда обязательно должна быть «сработанной», научиться управлять катамаранов и т.д.», – утверждает эксперт.

Экономят на налогах, расплачиваясь жизнями

Есть мнение, что более половины всех сплавов, которые проходят по рекам Прикамья, проводят не официально зарегистрированные компании, а физические лица.

«Во-первых, не регистрируясь как юрлицо (а предоставлять эти услуги могут только юрлица, зарегистрироваться как ИП по закону нельзя) организаторы экономят деньги, время и нервы. Каждый туроператор должен быть зарегистрирован в Едином реестре туропереторов. Для этого надо иметь либо финансовую гарантию в банке (в виде несъемного депозита), либо оформлять страховку, а это расходы. Кроме того, регистрация юрлица требует других дополнительных накладных расходов, компания несет административную и уголовную ответственность за качество услуг т.д., – говорит Юрий Половников. – Чтобы этого всего избежать, некоторые организаторы маскируются под турклубы или водят туристические группы «дикарями», никак не регистрируясь. Ну, и понятно, что налоги они тоже не платят».

По мнению Юрия Половникова, некоторые организаторы сплавов экономят не только на регистрации компании, но и на других расходах, которые отражаются на безопасности.

«В случаях со сплавами речь идет об экономии на оборудовании и подготовке проводников. Старые, непроверенные катамараны, плохие страховочные жилеты, отсутствие гермо-мешков – это все экономит деньги и не экономит человеческие жизни. Неопытные проводники тоже являются прямой угрозой жизни и безопасности туристов на реке: неправильно выбранный маршрут, отсутствие инструктажа, неумение правильно действовать в экстремальной ситуации со стороны проводника – все может привести к трагедии», – говорит эксперт.

Но главный фактор, который кратно повышает риск происшествий на воде, – это употребление алкоголя во время сплава. «По своему уже более чем десятилетнему опыту работы могу сказать, что чаще людей губит не вода, а алкоголь. В данном контексте вода и алкоголь не совместимы. Нельзя пить на воде!», – утверждает Юрий Половников.

Как выбрать организатора?

Тем, кто раньше не был на сплавах в период паводка, следует внимательно выбирать тех, с кем отправляться в водный поход, считает Алексей Зотиков.

«Тут дело не в том даже, включен ли поставщик услуги в реестр операторов, или же это физическое лицо. Главное – правильно оценить уровень подготовки тех, кто ведет группу. Можно опросить знакомых, которые уже ходили на сплавы по большой воде, прислушаться к их отзывам об инструкторах и руководителях группы, о том, как были организованы их поездки в том числе и с точки зрения безопасности, – говорит эксперт. – В сплавах в период половодья опыт руководителей и инструкторов, а также безусловное соблюдение техники безопасности самими туристами, уже в большей степени гарантирует успешное прохождение маршрута. Ведь не всегда виновен руководитель группы, если турист снял спасательный жилет».

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Все новости Пермь
МИД предупредил о перспективе Армении остаться «у разбитого корыта» Политика, 16:28
В Путилково привезли еще обвиняемого по делу о теракте в «Крокусе». Видео Общество, 16:22
Силовики пришли с обысками в криптообменник в «Москва-Сити» Общество, 16:22
Окна в пол и угловое остекление: квартиры, где всегда много света РБК и ПИК, 16:11
НКР присвоило АО «Банк Акцепт» кредитный рейтинг BBB-.ru Кредитные рейтинги, 16:09
При атаке дрона на Белгород один человек погиб и двое пострадали Политика, 16:04
Центробанк вышел в прибыль после шести лет убытков Финансы, 16:03
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
СК потребовал арестовать девятого фигуранта дела о теракте в «Крокусе» Политика, 16:02
В «БКС Мир инвестиций» назвали 5 акций для активных трейдеров на апрель Инвестиции, 15:58
В Одессе прогремели взрывы Политика, 15:57
Росздравнадзор ответил на статьи о дефиците сверхбыстрого инсулина Общество, 15:56
Росреестр: с 2020 года жители Прикамья оформили 9,5 тыс. льготных ипотек Пермь, 15:51 
Экс-главу МЧС Кузбасса освободили по делу о пожаре в «Зимней вишне» Общество, 15:47
ЦБ продлил запрет для недружественных инвесторов на вывод денег за рубеж Инвестиции, 15:37