Для бизнеса Прикамья хотят снизить порог начисления налога на имущество
Члены комитета по промышленности, экономической политике и налогам Законодательного собрания 7 августа на рабочей встрече обсудили проект поправок в закон «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края» и закон «О налогообложении в Пермском крае». Проект поправок в июне 2019 года внес в ЗС глава Губахинского городского округа Николай Лазейкин.
В аналитической записке у законопроекту говорится, что авторы считают необходимым «для определения налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости» установить в Пермском крае единый критерий – площадь свыше 300 кв метров – для административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также расположенных в многоквартирных домах помещений с офисами, объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Авторы считают, что единый порог нужно установить на всей территории края независимо от статуса муниципального образования.
Это, по мнению разработчиков законопроекта, надо сделать «с целью выравнивания условий внедрения предпринимательской деятельности», и ввести новые нормы для начисления налога уже с января 2020 года.
Рабочая встреча проходила в закрытом формате. Как стало известно РБК Пермь, участники рабочей встречи высказали мнение, что проект пока является «сырым», там еще многое надо обсуждать. Участвовавший в рабочей встрече бизнес-омбудсмен Анатолий Маховиков обратился к комитету с просьбой не спешить передавать документ на рассмотрение депутатами.
Он сказал, что намерен обсудить проект с бизнес-сообществом и «выработать предложения» от предпринимателей.
Автор законопроекта Николай Лазейкин отказался оперативно прокомментировать РБК Пермь причины его инициативы. Он пообещал дать пояснения позже.
Введение критерия негативно скажется на предпринимателях
Проект документа прокомментировали эксперты.
«С 2018 года величина налога исчисляется не от инвентаризационной, а от кадастровой стоимости объекта. Когда эти изменения вводились, обсуждалось, что в перспективе планка – показатель по площади – будет снижен до 300 кв м, а в перспективе и полностью отменен. При этом особого экономического обоснования, почему именно 300 м, не было: разработчики отталкивались от того, что расчет налога от такой площади становится для ФНС рациональным (при меньшей площади расходы налоговиков могут оказаться выше ожидаемых поступлений в бюджет)», – пояснил член комитета, депутат ЗС Александр Григоренко.
По его словам, мотивы автора поправок не ясны.
«Сейчас нет особых оснований снижать планку по размеру площади на региональном уровне, во всяком случае законодательные акты федерального уровня этого не требуют. Установление расчетного норматива в 300 кв м ударит по предпринимателям – владельцам небольших торговых центров в ряде территорий. Речь идет, например, о тех, кто ведет деятельность на территории Перми и в «старых» городских округах – таких как Соликамск и Губаха. Кроме того, скажется на бизнесе городских округов «первой волны», образованных в 2018 году, – Чайковском, Краснокамске, Кизеле, Горнозаводстке и т. п. Отмечу, что авторы поправок пока не привели весомых экономических обоснований необходимости понизить планку до 300 кв м для всех территорий края. Те налоги, которые бюджет сможет получить благодаря изменениям, составит около 10% от общего объема. Но, с учетом того, что, в случае, если поправки введут, то предприниматели получат «платежки» на налог на имущество, начисленные по-новому, одновременно с отменой ЕНВД. И это ударит сильно: не исключено, что многие будут вынуждены ответить себе на вопрос, а надо ли дальше заниматься бизнесом?», – считает законодатель.
Сначала надо снизить ставку налога
Его позицию разделяет гендиректор Западно-Уральского института экспертизы, оценки и аудита (Институт экспертизы INEX®) Ольга Симонян. По ее словам, в текущей ситуации установление единого критерия негативно скажется на большом числе собственников небольших коммерческих площадей.
«Проблема еще и в том, что ставка по налогу остается высокой. Сама идея привязки налога к кадастровой стоимости — она является замечательной, она выравнивает, делает налог более справедливым. Но, в то же время, изначально планировали понизить все-таки ставку до уровня 0,2-0,3%. Но привязка к кадастровой стоимости была введена, а снижении ставки налога не случилось. В итоге общая нагрузка на всех собственников недвижимости выросла в 5-10 раз а то и больше. Таким образом, налог достаточно высок для тех рыночных цен, для уровня инфляций, для экономики в принципе и климата в бизнесе. Поэтому, конечно, повлияет негативно. Уже сейчас, при текущих ставках бизнесу сложно, а при снижении планки нагрузка станет еще ощутимее. Если поправки главы Губахинского округа будут приняты, то значительно расширится «кадастровая база» – увеличится число налогоплательщиков, которым будет крайне тяжело платить по непомерно высоким налоговым ставкам. Возможно, имеет смысл сначала внести предложения в федеральные законодательные акты, и снизить налоговые ставки. Если это удастся сделать, тогда можно было бы расширять «кадастровую базу» на региональном уровне», – сказал РБК Пермь Ольга Симонян.