«Цифровые аборигены» в поисках работы. Эксперты — о зумере на рынке труда

На российский рынок труда выходит всё больше и больше зумеров. «Не организованы, эгоистичны, часто меняют работу и из всего стремятся извлечь максимальную выгоду», — это всего лишь несколько мифов, которые успели обрасти вокруг поколения Z.
Как правило, к зумерам относят молодых людей, родившихся с 1997-го по 2012 гг. Это первое поколение, у которого с раннего возраста был доступ к интернету и цифровым технологиям. О том, что же на самом деле представляет из себя поколение Z, какие коррективы оно вносит на рынок труда и общество в целом, разобрался корреспондент РБК Пермь совместно с экспертами.
Что отличает зумеров от других поколений
Поколение Z не стремится соответствовать готовым шаблонам общества, а, наоборот, находится в поиске своего уникального пути, отметил в разговоре с РБК Пермь доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ Константин Антипьев. Они больше ценят индивидуальность, самовыражение, свободу выбора, интересную работу и нестандартную карьеру.
По данным hh.ru, чаще всего зумеры Прикамья рассматривают трудоустройство в качестве менеджеров по продажам, менеджеров по работе с клиентами (9% от всех активных резюме возрастной группы от 14 до 28 лет), администраторами (6%), продавцами-консультантами, продавцами-кассирами, а также программистами и разработчиками (по 4%).
Нередко молодые соискатели называют свои резюме не по конкретной профессии, а в качестве «начинающего специалиста», что означает их готовность рассматривать разные варианты.
Миллениалы (люди, рождённые в период с 1984 по 2000 гг.) же стремятся найти смысл в работе, выбранном деле, больше склонны встраиваться в готовые социальные рамки. Для поколения «беби-бумеров» (1946-1964 гг.) и поколения X (1965 по 1985 гг.) больше важна стабильность как в финансовой, так и в семейной сферах. Поэтому зумерам тяжело уживаться в одном коллективе с этими поколениями.
Поколение Z в нашей стране не задели серьёзные экономические кризисы. Кризисы 2008, 2014, 2020 гг. мало повлияли на него. Что такое «шоковая терапия», «деноминация рубля», «приватизация» — зумеры знают только по учебникам истории. А вот глобализация на них влияет сильно, что сказывается на их ценностях, моде, музыке и образе жизни. Многие зумеры или уже бывали за пределами страны, или знают, что посмотреть мир вполне реалистично и этим надо пользоваться.
По данным hh.ru, 9% молодых специалистов отметили в своих резюме готовность переезда в другой регион ради трудоустройства. Пять городов, которые имеют явный приоритет: Москва (17% соискателей, готовых к переезду, отметили ее в своих резюме), Санкт-Петербург (14%), Пермь (9%). Екатеринбург (9%) и Казань (5%).
Как меняется отношение зумеров к традиционным институтам?
Зумеры не отрицают ценность семьи, но больше внимания уделяют отношениям. Они ценят эмоциональную связь с партнёром больше, чем формальные семейные узы. Они менее стремятся к вступлению в официальный брак. Больше ценят свободу в браке. Зумеры не придерживаются жестких традиционных ролей, которые доминировали у тех же «беби-бумеров» (мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага). Они выступают за эгалитаризм, равенство в семье, где оба партнера могут работать, заботиться о детях и вести быт.
Отношение к религии, скорее, равнодушное или крайне избирательное, религия воспринимается как архаизм. При этом нет негативного отношения к религиям, если их не навязывают сверху. Они не будут выступать против государственных устоев, уйдут в самореализацию или творчество. Если их не будет устраивать обстановка в государстве и социуме, то будут искать альтернативу
Какие социальные проблемы больше всего волнуют зумеров
Зумеры достаточно остро переживают проблему социальной несправедливости. Как в личностном, так и в групповом аспектах. Если они посчитают, что их используют, ущемляют, то они могут не указывая на это, просто прекратить отношения.
Сильнее всего поколение Z волнует проблема профессионального самоопределения. Они часто сомневаются в правильности своего выбора учёбы, профессии, построения карьеры. Отмечается, зумеры склонны к разным видам волонтёрства.
Насколько зумеры ориентированы на материальные ценности?
По словам ученого Пермского Политеха, деньги для зумеров не только экономическая категория, но и моральная. Важны не только деньги, но и способ их получения. При этом, это поколение не склонно к накопительству, как поколение «бэби-бумеров». Если будет выбор, отложить деньги или потратить их на новые впечатления, то они их потратят.
Также наблюдается тренд на «успешный успех» и стремление к легким деньгам. Люди не готовы строить карьеру с траекторией 5-10 лет, им зачастую хочется вырасти на профессиональном поприще за один-два года. Очевидно, что удержание персонала — новый вызов для предпринимателей. «Скорее всего, розовые очки зумеров со временем будут лопаться, и этому поколению придется вернуться к обычной работе с нормированным графиком», — говорит совладелец рекрутингового агентства «Светлые кадры» Тимофей Артемьев.
Зумеры не хотят жить на одном месте, им хочется двигаться, менять локации. Копить годами на квартиру и купить её в том месте, где родился, для поколения Z малоинтересно, добавляет Антипьев. А вот уехать в другой город или страну, за новыми впечатлениями, жить в съёмном жилье, потом переехать в другое место — больше отвечает специфике этого поколения.
Зумерам важно сохранять большую личную свободу во всём. Они не хотят работать в режиме с 9:00 до 17:00 с двумя выходными и небольшим отпуском. Если работа не интересная, то она должна быть хорошо оплачиваемой. Если работа интересная, то можно работать и за меньшие деньги. А если ещё и коллектив хороший, и не надо весь день быть на работе, то для них это просто отлично.
Как отмечают в hh.ru, большинство зумеров готовы рассматривать трудоустройство на полный рабочий день (88% отметили это в своем резюме).
Однако сильный приоритет эта аудитория отдает возможности удаленной работы (26% молодых специалистов). Еще четверть специалистов отметила интерес к трудоустройству в гибком графике (25%).
Зумеры не склонны годами и десятилетиями работать на одной работе, в подобии «пожизненного» или долгого найма, сообщил РБК Пермь кандидат социологических наук.
Чаще всего работодатели жалуются на завышенные зарплатные ожидания молодых специалистов, высокие требования к условиям труда, неготовность работать в условиях жесткой иерархии. В частности, опросы hh.ru показали, что для молодежи важнее, чем для более старших коллег, чтобы работа не была скучной, чтобы не было переработок и чтобы работа приносила позитивные эмоции, а не стресс.
В 2025 году средние зарплатные ожидания молодых кандидатов (14-28 лет) составили 50 тыс. руб. Наиболее высокие «аппетиты» наблюдаются у кандидатов, рассматривающих IT-профессии: в отдельных резюме кандидаты поставили планку ожиданий на уровне 500 тыс. руб.
Чего ожидает поколение Z от работодателя
В корпоративной культуре зумеры больше стирают разные социальные статусы: гендерные, возрастные, должностные. Для зумеров нет проблемы высказать старшему коллеге своё недовольство чем-нибудь, говорит Антипьев. От работы они ожидают гибкости и свободы. Свободный график, ориентированный на результат, а не на отсиженные часы.
Они ценят комфорт на работе, возможность отдохнуть от работы. Они знают такие слова как «профессональное выгорание», «депрессия». Важна не только вертикальная карьера, а горизонтальное развитие, то есть возможность менять роли и осваивать новые навыки.
Как изменится процесс подбора персонала с учетом особенностей поколения Z
По словам Тимофея Артемьева, если у работодателя отсутствует HR-бренд и идея, то действий для найма придется совершать больше. В таких условиях проходимость по всем ступеням найма снижена, кандидаты регулярно «отваливаются» по причине не выхода на собеседование, стажировку и дальнейшие этапы трудоустройства.
«Если взращивать культуру человечности вместо беспощадных требований, то можно сыграть «вдолгую» на удержании персонала и сэкономить за счет этого на найме и адаптации. В противном случае, траты на корпоративную культуру будут в разы больше. Бизнес должен иметь точки роста, чтобы обеспечивать рост зарплат и ожиданий, становиться прибыльнее. Отдельно отметил бы процесс онбординга, то есть адаптации сотрудника в компании. Ввиду условий дефицита кадров процесс ввода в должность должен осуществляться мотивированными членами команды», — отмечает Артемьев.
Аналитика hh.ru показывает, что самой желанной возрастной группой для работодателей остаются кандидаты 19-30 лет, именно они получают около половины приглашений на работу от компаний. А значит, молодые кандидаты имеют возможность выбирать работу с наиболее привлекательными условиями. По данным исследований, в среднем к 25 годам люди успевают сменить три места работы.
«Бизнесу очень важно понимать, что рынок кандидата останется актуальным еще много лет, и внимание к потребностям и работе конкретного сотрудника является основной успешной HR-стратегии. Помимо этого, молодое поколение, выходящее на рынок труда, численно очень небольшое, и конкуренция за таких кандидатов будет крайне высокой», — заявила директор hh.ru Урал Оксана Сидлецкая.