Пермские каналы попали на телевидение
«После заключения договора и присоединения сети связи АО «Ростелеком» к сети связи «Российской телевизионной и радиовещательной сети» (РТРС) общество получает от РТРС сигнал обязательных общедоступных каналов (ООК) без включения в него сигнала каналов «Рифей» и «Урал-Информ ТВ», поскольку данные каналы не входят в перечень ООК, определенный федеральным законом «О СМИ», - сообщили РБК Пермь в РТРС.
Включить нельзя отключить
«АО «Ростелеком» вправе посредством своих кабельных сетей осуществлять трансляцию каналов «Рифей» и «Урал-Информ ТВ» на основании договоров с владельцами этих каналов», - говорится в сообщении РТРС, подготовленном по запросу РБК Пермь. В РТРС отмечают, что АО «Ростелеком» (как и другие кабельные операторы) вправе посредством своих кабельных сетей осуществлять трансляцию каналов "Рифей" и "Урал-Информ ТВ" на основании договоров с владельцами этих каналов (за пределами 21 кнопки). Кабельные операторы МТС и «Дом.ру» накануне отказались от комментариев.
Говоря простым языком, «Рифей» и «Урал Информ ТВ» в обозримом будущем не вернутся в цифровом вещании на позиции с 1 по 21 кнопку. В рамках федерального закона «Рифей» и «Урал-Информ ТВ» уйдут с 5-ой и 11-ой кнопок у всех кабельных операторов. Эксперты РБК Пермь полагают, что это не новость для местных телекомпаний. Готовиться к переходу на цифровое вещание, занимать места в третьем десятке каналов, необходимо было заранее. Как говорит коммерческий директор «ТВ проект Прикамье» (РБК Пермь) Максим Митягин, процесс переговоров с кабельными операторами для заключения договоров на вещание может занимать и полгода.
Экспромт нужно подготовить
Как считает председатель Пермской ассоциации радио и телевидения (ПАРТ) Лариса Телепова, подготовка местных телевизионных редакций к переходу к работе в режиме цифрового вещания ведется уже несколько лет. «Мы неоднократно обсуждали с районными телекомпаниями возможность перехода на 100% собственного вещания. И также неоднократно проговаривали с коллегами, что зрителей необходимо заранее приучать к тому, на какой кнопке вещают телеканалы», - пояснила РБК Пермь ситуацию Л. Телепова. Она отмечает, что в районах Пермского края работают 25 местных телекомпаний. Среди них есть и те, кто вещает «далеко от 21 кнопки» как сетевые партнеры на дублях ООК и имеют устойчивый прирост аудитории. В пример председатель ПАРТ приводит «Соликамск-медиа», имеющий стабильный прирост в тысячи зрителей именно на цифровых каналах.
Говорить, что «Рифей» и «Урал-Информ ТВ» абсолютно не готовились к переходу на новые правила федерального закона «О связи» нельзя. Обе телекомпании, как и телеканал «ВЕТТА», участвовали в конкурсе Роскомнадзора по выбору региональных обязательных общедоступных телеканалов субъектов Российской Федерации — вещателей 21 кнопки. Однако, по мнению экспертов, телеканалы готовились к выигрышу, но были не готовы проиграть. Интересно, что «ВЕТТА» одновременно с переходом на 24-часовое вещание продолжала оставаться сетевым партнером дублей федеральных каналов и за пределами 21 кнопки (канал «Культура») и, по сути, единственная оказалась готова к любому повороту событий.
Накануне в комментариях «КоммерсантЪ-Прикамье» главный редактор «УралИнформ-ТВ» Артем Рахматуллин заявил «Мы сейчас разбираемся. В сети «Дом. Ру» и МТС мы остались». Гендиректор «Рифея» Анна Климова, сообщала изданию, что исчезновение связано с перепрограммированием каналов РТК. По ее сведениям, на 11 канал «Ростелекома», где вещал «Рифей», кабельный оператор пустил сигнал их сетевого партнера – «Рен ТВ», который также продолжил вещать на своем канале. В «Ростелекоме», по заявлению топ-менеджера телеканала, уведомили, что в течение дня вернут пермский телеканал в сетку. В рамках закона «О связи» очевидно, что возвращение невозможно.
Уйти, чтобы остаться
По словам Владимира Прохорова (директор телекомпании «Рифей» с 2005 по 2013 годы), ситуация, сложившаяся с региональным телевидением, вполне ожидаема. Эксперт предполагает, что на пермском рынке останется вещание местных редакций ВГТРК, РБК и «ВЕТТЫ». «Рифею» и «УТВ» придется найти другие способы реализации своего контента.
Бывший директор «Рифея» полагает, что лучшим выходом для сохранения и коллективов, и потенциалов телекомпаний, был бы переход в статус продакшн-студий. «По разным оценкам региональный рынок телевизионной рекламы составляет 450-500 млн рублей в год. Этих денег на всех, чтобы делать полноценный контент, не хватает. Я предполагаю, что оптимальным вариантом стало бы создание компаниями своего контента, который они могли бы продавать», - говорит В. Прохоров. Такая практика распространена по всему миру, отмечает эксперт. Одним из интересантов приобретения контента пермских компаний В. Прохоров видит региональную телекомпанию «ВЕТТА».
Гендиректор телекомпании «ВЕТТА» Елена Андреева сообщила, что предложений о покупке контента других местных телекомпаний пока не поступало. Как и не было запроса от самого регионального обязательного общедоступного телеканала.